Затяжные конфликты на Ближнем Востоке, а также начавшаяся война в Украине, которая в прошлом году "перевезла" для Европы 86 миллиардов кубометров российского газа, вынуждает "Старый свет" срочно искать альтернативные источники поставок топлива. Действительно, частично Европа уже решила этот вопрос за счет будущего азербайджанского газа, но эти объемы отражают не все реалии постоянно увеличивающегося спроса на топливо в ЕС, например, через 10-15 лет, - пишет Вагиф Шарифов, директор по развитию АМИ Trend. Судя по нынешним действиям европейских государств, их правительства ищут источники газа, которые соответствуют следующим параметрам: - поставки не будут приостановлены как минимум по причине вооруженных конфликтов или геополитических игр; - цены на газ из этих источников будут исключительно отражать ситуацию на рынке, а не являться оружием геополитико-экономического влияния; - поставки по трубопроводному маршруту или морем не должны проходить транзитом через нестабильные регионы; - желательный приоритет - в добыче/транспортировке газа будут принимать участие те же компании, что работают с газом на другом конце трубопровода; - источник не должен находиться слишком далеко, так как расстояние сильно отражается на экономике любого проекта. Особую пикантность нынешним европейским "поискам невесты" добавляет резко ухудшившееся положение на юго-востоке Украины: уже сентябрь, и совершенно не ясна ситуация с российским газом на зиму, часть которого, с одной стороны, должна проходить через Украину, а, с другой стороны, - все это в корне не отвечает ни одному из вышеперечисленных условий. И хотя еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сказал на прошлой неделе, что не опасается перебоев с поставками газа из России через Украину, он, тем не менее, не исключил такую возможность и поехал в Москву решать вопрос. После Азербайджана, обещавшего Европе 10 миллиардов кубометров в год с 2020 года, следующей географической площадью, удовлетворяющей минимальному набору европейских требований по газу, является Арктика, частично включающая в себя восемь государств, таких как Канада, Норвегия, Россия, США и другие. И хотя МИД Канады в августе высказал обеспокоенность по поводу наращивания в Арктике военного потенциала России, ни один из международных экспертов не считает, что эта ситуация перерастет в открытый конфликт. По разным данным, запасы газа в Арктике насчитывают более 1500 триллионов кубометров. Правда, не все эти запасы пока можно назвать извлекаемыми и коммерчески привлекательными. Но какой бы категории ни были эти запасы газа, Норвегия как минимум, похоже, знает, где бурить и что искать. Норвегия в августе объявила, что в 2016 году выдаст разрешения на разработку 160 углеводородных блоков в своей части Арктики. Интерес к добыче нефти и газа, без сомнения, проявили многие, включая некоторых из "семи сестер" и, конечно же, "Statoil". Осло, похоже, не видит повода для споров с Россией в отношении добычи в Арктике, так как четыре года назад две страны поделили между собой эти территории. В прошлом году Норвегия добыла более чем 108 миллиардов кубометров газа, что на пять процентов меньше добытого страной в 2012 году. При эффективном использовании потенциала арктического шельфа Норвегии эксперты в Осло надеются на 50-процентный рост добычи нефти и газа в стране через 15 лет. Почему в 2016-м? Норвегия, всегда щепетильно относящаяся к вопросам экологичности добычи и транспортировки углеводородов, не может допустить развития энергетических работ на своей территории без специального свода законов, которые и вступят в силу как раз через два года. Помимо защиты социальных вопросов, например, таких как забота о чистом воздухе и воде, эти юридические нормы станут дополнительной нагрузкой на операционные и капитальные затраты, что необходимо знать компаниям еще до принятия решений об инвестициях. Ведь вступление в силу в 2016 году специального "Полярного кодекса", регулирующего судоходство в Арктике, потребует от правительств дополнительных гарантий, а от компаний - обеспечения дополнительной экологической защиты при бурении, добыче и транспортировке углеводородов, что, безусловно, значительно увеличивает стоимость проектов. Необходимость внедрения "Полярного кодекса" появилась после того, как в последние годы увеличились масштабы судоходства в Арктике. Зачастую маршрут между двумя отдаленными пунктами можно сократить на пять-шесть тысяч километров, проходя по Северному морскому пути, вместо, например, Суэцкого канала. Как ни парадоксально, но сегодня просто не существует международных конвенций, регулирующих судоходство в Арктике, где фактически применяются те же правила, что и, например, в Средиземноморье, климатические условия в котором очевидно отличаются от полярных. Несмотря на привлекательные запасы газа, большой наработанный опыт у компаний по добыче углеводородов за последние 100 лет и наличие денег, добыча в Арктике сопряжена с большими экономическими и экологическими рисками. В первую очередь очевидно, что у компаний сегодня просто нет технологий, обеспечивающих полную экологическую безопасность добычи нефти в Арктике, что идет вразрез с политикой Норвегии в этом вопросе. Дороговизна полярных проектов обусловлена тем, что обеспечение всех экологических норм требует больших инвестиций, что негативно отражается на сроках выхода проектов на окупаемость. Похоже, что 160 углеводородных норвежских арктических блоков нефтяные компании возьмут группами с тем, чтобы разработка крупных залежей позволяла компенсировать расходы на более мелкие месторождения. Одна из крупнейших в мире британская аудиторско-консалтинговая компания "Ernst & Young" считает, что освоение Арктики не только открывает перед компаниями широкие возможности, но и связана с экономическими, геополитическими и экологическими рисками. Вместе с тем, EY полагает, что экономическое сотрудничество и конкуренция, основанные преимущественно на использовании передовых технологий и ресурсов ключевых игроков, в частности, "Exxon", "Shell", BP, "Statoil", "Total", "Chevron" и "Conoco", могут создать предпосылки для эффективного освоения этого региона.
|