Одна из причин, почему санкции против Ирана будут отменены в любом случае, ратифицирует Америка ядерное соглашение или нет, заключается в том, что у России, Китая и Евросоюза есть огромная заинтересованность в такой отмене. Об этом в статье, размещенной на информресурсе , пишет Иммануил Навон, старший научный сотрудник израильского Центра стратегических исследований Kohelet.
На первый взгляд, у России нет никаких причин позволить Тегерану выходить на рынок природного газа. В конце концов, эти две страны — конкуренты. Однако более внимательный взгляд на ситуацию поможет увидеть великолепный российский эндшпиль.
Итак, ЕС импортирует приблизительно одну треть своего природного газа из России. Эта зависимость ограничивает влияние Евросоюза на Москву, а потом делает введенные против нее санкции малоэффективными.
В то же время у Ирана — одни из самых больших запасов природного газа в мире, и потенциально это помогло бы диверсифицировать европейский газовый импорт. Правда, на то, чтобы Тегеран стал крупным экспортером газа, уйдет лет десять, не в последнюю очередь из-за того, в самом Иране есть высокий внутренний спрос на газ.
Путин, конечно, понимает, что Иран мог бы стать крупным конкурентом в этой области. Но, похоже, он смотрит гораздо дальше, чем многие другие. Если Москва сумеет наладить еще более тесные и дружеские отношения с Тегераном, то через 10 лет ничто не помешает им создать газовый картель наподобие ОПЕК, который сможет контролировать цены на газ во всем мире.
Россия, Иран и Катар обладают примерно 57% запасов природного газа в мире. И поэтому они представляют собой некую особую группу в рамках Форума стран-экспортеров газа (GECF), межправительственной организации, в которую входят 11 ведущих газопроизводителей: Алжир, Боливия, Египет, Экваториальная Гвинея, Иран, Ливия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго и Венесуэла. Страны GECF управляют не только 70% запасов газа в мире, но также и 38% трубопроводов.
С появлением Соединенных Штатов в качестве крупного газодобытчика (благодаря технологии гидроразрыва), неудивительно, что Россия приложит все усилия, чтобы удержать власть на рынке природного газа. И такой союзник, как Иран, окажется далеко не лишним в этой борьбе.
Начиная с учреждения GECF в 2001 году появились слухи, что Россия и Иран намереваются создать газовый картель. В мае 2006 года Александр Медведев, заместитель главы «Газпрома», предупредил, что Россия могла бы создать “союз газовых поставщиков, который будет иметь больше влияния, чем ОПЕК». А в феврале 2007 года телеканал CNN сообщил, что Россия и Иран обсуждали учреждение картеля. Таким образом, возвращение Ирана на международный рынок природного газа действительно служит интересам России.
Не забудем и о Китае. КНР давно планирует построить газопровод от Ирана до Пакистана. США ранее угрожали Пакистану санкциями в случае, если проект будет реализован. Но когда санкции с Ирана будут сняты, у Америки не останется рычагов влияния на ситуацию.
|